Delivery Club – первооткрыватель на российском foodtech-рынке. За 12 лет работы из площадки, объединившей московские рестораны со своей службой доставки, сервис превратился в агрегатора-гиганта. На российском рынке без знания специфики не смогли закрепиться крупные зарубежные foodtech-проекты, тогда как «Деливири Клуб» наращивал обороты.
Выручка:
10 миллиардов рублей
Чистая прибыль (убыток):
-5,9 миллиардов рублей
Численность сотрудников:
1 000 человек
Подключено ресторанов и магазинов:
46 900 штук
Источник: ТАСС, vc.ru
В 2021 г. сервис вышел за пределы доставки только продуктов и еды. Курьеры в зеленых куртках развозят медикаменты, гаджеты, зоотовары, товары для дома, ремонта, красоты. Услуги оказывают в 316 городах, из которых в 159 работает собственная служба доставки. К Delivery Club уже подключились почти 4 000 магазинов, более 43 000 ресторанов.
«Не секрет, что компания убыточна. Нам необходимо много инвестировать в развитие, очень много. В России мы лидеры рынка, мы строим лучший сервис доставки. Чтобы сохранять эти позиции, чтобы развивать логистику, IT, маркетинг такими темпами, как сейчас, нужны большие инвестиции.
Совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка дает нам достаточно инвестиций для роста. На прибыль, я надеюсь, мы выйдем в ближайшие годы»
Гюванч Донмез, руководитель Delivery Club. Источник: Ведомости
Появились дополнительные сервисы: бронирование столиков в ресторане, еда на вынос, доставка на такси, гидроциклах. Среди бесплатных приложений App Store включил DC в топ-20 самых популярных в России. Агентство Online Market Intelligence разместило сервис на 1 месте как любимый бренд россиян в категории «Сервисы доставки готовой еды и продуктов питания».
Информация о собственниках
Сервису Delivery Club от разработки до завоевания всероссийской популярности сопутствовала удача, вернее повезло с вкладами талантливых менеджеров и щедрых инвесторов.
Анна Шкирина и Левон Оганесян запустили стартап в 2009 г., но собственных денег не хватало на развитие бизнеса. Первыми инвесторами стали международные фонды AddVenture, Phenomen Ventures, Guard Capital.
В 2009 г. сервис выкупила за 50 млн $ FoodPanda – мобильная платформа для доставки еды, принадлежит RocketInternet – фонду, который приобретает стартапы в области электронной коммерции.
У немецкой компании российскую платформу в 2016 г. выкупил холдинг Mail.ru Group за 100 млн $. В 2019 г. Mail.ru Group и Сбербанк объявили о создании совместного предприятия в области транспорта и еды.
В качестве вноса Mail.ru Group передала в СП
- 98,1 % Delivery Club;
- сервис для вызова такси «Ситимобил».
Сбер внес:
- 100% SberFood (ранее FoodPlex). Совладельцы компании – инвестфонд GHP Group и Rambler Group получили миноритарные доли в Delivery Club.
- сервисы доставки продуктов из магазинов «СберМаркет» и Performance Group;
- каршеринг YouDrive;
- автоматы с едой DC Daily.
Совместное предприятие получило название «Холдинг О2О». Партнеры обеспечили дополнительное финансирование проекта по 12 млрд руб.
Но в 2020 г. стало известно, что по ряду вопросов у партнеров возникли разногласия. The Financial Times со ссылками на свои источники первым сообщил, что Сбер и Mail.ru Group планируют разделить активы. Предварительно, раздел должен был состояться летом-осенью 2021 г.
Посмотрим, что указано в официальных выписках из ЕГРЮЛ. По состоянию на октябрь 2021 г., ООО «Деливери Клаб» принадлежит:
98,06%
ООО «О2О Холдинг», это то самое СП Mail.ru Group и Сбер
1,11%
ООО «РИХ»
0,83%
ООО «Джи Эйч ПИ ИННОВО»
Получается, что Delivery Club в настоящее время пока еще собственность ООО «О2О Холдинг».
Кто бенефициар
Чтобы убедиться, что разделение бизнеса не произошло, отследим цепочку, кому принадлежат компании-учредители ООО «Деливери Клаб».
ООО «Джи Эйч ПИ ИННОВО» через ООО «Джи Эйч Пи Ин-Тех» и ООО «Миля» – собственность:
- 63,33% – Gchp Project Holdings Inc. (Виргинские острова);
- 31,35% – Спесивцева Владимира Николаевича;
- 0,32% – Блонской Софьи Владимировны.
«О2О Холдинг» – собственность:
- 45,01% – ООО «Мэйл.ру», 100% контролирует Мэйл.Ру Груп;
- 45,01% – ООО «Цифровые активы», 100% владелец Сбербанк;
- 9,99% – О2О Group (Pts) Limited (Виргинские острова).
Получается, что непосредственно в Delivery Club доли принадлежат конечным собственникам:
ПАО «Сбербанк» на 50% +1 акция контролирует государство. Группа Mail.ru через сложную цепочку регистраций принадлежит Алишеру Усманову.
Усманов А. Б. – российский миллиардер с суммой капитала 18 400 млн $ занимает 7 строчку в рейтинге «Форбс», контролирует на 49% корпорацию USM.
The Financial Times пишет, что компаньоны подали неофициальный запрос в Кремль на разделение бизнеса. Если оно состоится, Mail.ru Group получит фудтех-бизнес, банку достанутся транспортные сервисы. То есть Delivery Club в случае раздела совместного предприятия снова станет собственностью Mail.ru Group Алишера Усманова.
По информации retailer.ru, Группа после объединения активов запланировала ребрендинг и будет называться VK Group.