«АвтоВАЗ» – крупнейший российский автопроизводитель, входит в перечень системообразующих заводов России. Именно с линий в Тольятти сошли первые народные «Жигули». Позже появились «Нива», «Спутник», «Samara», «Ока» и др. модели.

Выручка:

2,799 миллиардов евро

 

Чистая прибыль (убыток):

-196 миллионов евро

Продажи:

343 512 авто

Численность сотрудников:

34 198 человек

С 2016 г. работает под торговой маркой Lada, собирает также автомобили Datsun, Nissan, Renault. Работа ориентирована прежде всего на внутренний рынок, но часть продукции идет на экспорт, в основном в страны СНГ. Со всех конвейеров в 2020 г. сошло 457 412 шт. автомобилей, что делает ВАЗ крупнейшим игроком на автомобильном рынке России.

В 2019 г. компания потеряла публичность, поэтому официальных отчетов о прибыли и выручке не размещает.

Информация о собственниках

АвтоВАЗ

История смены собственника «АвтоВАЗа» получила неожиданный оборот в 2009 году, когда правительство России предложило компании «Рено» совместно развивать российское автомобилестроительное предприятие.

На тот момент французской корпорации принадлежало 25% завода.

Для оздоровления «АвтоВАЗа» было создано в 2013 г. совместное предприятие «Ростеха» и Renault – Alliance Rostec Auto B.V., зарегистрированное в Амстердаме.

К 2025 году АВТОВАЗ выведет на рынок четыре новых модели LADA, которые будут базироваться на платформе CMF-B. На 2023 год запланирован выход двух моделей В-класса, а в 2024 году появится новое поколение внедорожника Niva, который получит две версии – с компактной и удлиненной колесной базой.

В результате рекапитализации завод был очищен от долгов в сумме 100 млрд руб., большая часть из которых были конвертированы в акции. Именно их по закрытой подписке выкупил Alliance, доведя в 2018 г. свой пакет до 83,5%. Часть ценных бумаг находилась в размере 11,22% на тот момент в собственности Renaissance Securities (Cyprus) Limited (Кипр).

В октябре 2018 г. объявили о принудительном выкупе акций предприятия, установив цену на обычные бумаги 12,4 руб., на привилегированные – 12,2 руб.

На конец 2018 г. в отчете об аффилированных лицах указан единственный собственник Публичного акционерного общества «АВТОВАЗ» – 100% акций принадлежит Alliance Rostec Auto B.V. Полный контроль над заводом получило СП «Ростеха» и Renault.

Николя Мор1«Что касается важных среднесрочных задач, стоящих перед АвтоВАЗом, то к ним относится обновление модельного ряда. В начале текущего года мы вывели на рынок обновленные модели Largus и Niva Travel. А в период с 2023 по 2026 год модельный ряд полностью обновится. Для реализации этого плана мы сейчас проводим глубокую модернизацию производственных площадок и инжиниринговой базы.

Например, у нас есть серьезный полигон в поселке Сосновка под Тольятти, сейчас мы полностью его модернизируем. Одновременно мы повышаем планку инженерных компетенций, чтобы соответствовать новейшим технологиям, чтобы быть уверенными, что качество автомобилей Lada будет на высоком мировом уровне»

Николя Мор, президент АвтоВАЗа. Источник: https://expert.ru

Единственный акционер обратился в Центробанк с заявлением об освобождении от обязательного раскрытия информации эмитентом. В апреле 2019 г. завершен делистинг акций предприятия с Московской биржи, после чего завод стал непубличным.

То есть, по состоянию на 2021 г., автопроизводитель называется АО «АвтоВАЗ». Акции не торгуются ни на одной бирже.  Весь капитал в размере 24,94 млрд руб. или 5,18 млрд акций принадлежат единственному собственнику – Alliance Rostec Auto B.V.

Кто бенефициар

Компания Alliance Rostec Auto B.V. – совместное французско-российское предприятие с долями участия:

Альянса Renault-Nissan

68% – Альянса Renault-Nissan

госкорпорации «Ростех»

32% – госкорпорации «Ростех»

Такая форма собственности предполагает, что контролируют деятельность предприятия оба участника.

«Ростех» – представитель российской стороны, на 100% принадлежит Правительству Российской Федерации и имеет форму собственности – государственная корпорация. В состав «Ростех» входит более 700 предприятий, среди которых холдинги, оборонные заводы, гражданские компании. Цель создания – содействие в разработке, производстве высокотехнологической продукции. Руководит корпорацией с 2007 г. гендиректор Сергей Чемезов.

Максим Васильев«Безусловно, ключевыми конкурентами АВТОВАЗа являются бюджетные модели массового сегмента французских, немецких и корейских производителей, чья стоимость находится ориентировочно на одном уровне. К тому же сейчас на российском рынке все больше появляется моделей из Китая, ценовая отметка которых не сильно выше, поэтому есть вероятность, что данные автомобили также вступят в конкуренцию с отечественным брендом.

При этом, конечно, риски того, что марка потеряет свою лидирующую позицию, возрастают: если произойдет повышение цены на автомобили, и при этом потребитель не получит в дополнение никаких опций или инновационных решений, естественно, все пойдут смотреть более приемлемые варианты в этом ценовом диапазоне – на конкурентов.

Так как LADA имеет большой отрыв по сравнению с конкурентами в количественном показателе выдачи автомобилей, есть шанс, что марка останется в лидерах, и отток клиентов при повышении цены будет не слишком сильным»

Максим Васильев, директор по продажам «АВИЛОН Volkswagen». Источник: Автостат.

Альянс Renault–Nissan – мировой лидер на рынке автопроизводителей. Организован, как стратегическое партнерство между компаниями Renault (Франция) и Nissan (Япония). С 2016 г. Nissan Motor Co., Ltd. стал крупнейшим акционером Mitsubishi Motors Corporation, после чего альянс сменил название на Renault–Nissan–Mitsubishi.

Крупнейшие акционеры «Рено»:

  • 15,01% – правительство Франции;
  • 15% – Nissan.

Mitsubishi – на 34% собственность Nissan. «Нисан» в свою очередь принадлежит на 43,3% французской Renault. Получается, что контролирует Альянс Renault–Nissan–Mitsubishi французское правительство.

Конечные же бенефициар «АвтоВАЗа» – правительства России и Франции.

Ключевые лица

Николя Мор
Николя Мор

С июня 2021 г. президентом автозавода снова стал француз Николя Мор.

На этой должности он уже работал с 2016 по 2018 гг. С июня 2019 г. был избран председателем Совета директоров АО «АВТОВАЗ».

Alliance Rostec Auto b. v. совместно с «Ростехом» решили перевести совместное предприятие под российскую юрисдикцию с несколькими целями, в том числе налоговыми. Компания находится на финальной стадии этого процесса.

В Renault Мор трудится с 2000 года. До прихода в «АвтоВАЗ» возглавлял подразделение в Румынии Dacia и Renault. Новый пост Николя совмещает с должностью директора по операциям Groupe Renault в России и СНГ.