Dodo Pizza – бренд, под которым работает российская сеть пиццерий. Относительно молодой бизнес, созданный предпринимателем из Сыктывкара с амбициозными планами в 2011 г., за 10 лет охватил все российские регионы и вышел на международный уровень. Работает собственная сеть и пиццерии, открытые по принципу франчайзинга, в России и еще 15 странах, включая США, Германию, Вьетнам.
От экспансии в Китае отказались в 2021 г. из-за высокой конкуренции и отказа компании работать по принципам глобальной бизнес-модели, несмотря на то, что в продвижение уже было вложено 2,5 млн $.
Выручка:
25,72 миллиардов рублей
Количество заведений:
677 штук
Новые франчайзи в России обязательно проходят обучение, все процессы в пиццерии работают по утвержденному алгоритму. В 2021 г. уже открыто 739 заведений, где кормят пиццами с разными наполнениями, а также предлагают закуски, десерты, напитки, комбо-наборы.
Информация о собственниках
С самого начала Федор Овчинников – основатель «Додо Пицца» – отказался от привлечения средств инвестиционных фондов. Он прекрасно понимал, что за финансовую помощьлобальных холдингов в любом случае придется расплачиваться всем бизнесом. Предприниматель придумал свою схему привлечения средств, в которую изначально никто не верил.
Частным инвесторам предлагали поучаствовать в краудинвестинге. Деньги для развития привлекали в виде процентного займа, который выдавался российской компании ООО «Пицца Венчур». Минимальная сумма – 300 000 руб., срок – 3 года.
После окончания срока инвестор получал деньги с процентами и опцион на приобретение акций иностранной фирмы, зарегистрированной в британской юрисдикции, который действовал всего 2 месяца. Именно этой холдинговой компании принадлежал весь российский бизнес «Додо Пицца», включая пиццерии, юрлица, торговые марки.
«Мы стремимся к тому, чтобы компания не имела каких-либо границ в планировании, в постановке целей, но сейчас все равно 90% нашего бизнеса — это российский рынок. Хотя мы, я считаю, успешно экспортируем нашу модель на другие рынки. Мы очень успешны в восточной Европе, мы развиваемся в Африке, в Нигерии, стараемся найти успешную модель в Великобритании, в Китае. Вообще компания работает в 14 странах»
Федор Овчинников, владелец бизнеса. Источник: Форбс
Бизнес состоит из 3 организаций:
- ООО «Пицца Венчур» – корпоративная розничная сеть заведений;
- ООО «Додо Франчайзинг» – франчайзинговая компания;
- ООО «Додо Систем» – разработчик интеллектуальных продуктов, включая информационную систему Dodo IS.
Первыми инвесторами были читатели блога «Сила ума», в котором бизнесмен рассказывал о своих успехах и неудачах, без прикрас описывал схему владения компанией. Но это было еще в начале пути.
Чтобы посмотреть, кому в 2021 г. принадлежит «Додо Пицца», обратимся к госреестру юридических лиц.
Фирма «Пицца Венчур» на 100% принадлежит Deepi Global Group Limited, зарегистрированной на британских Виргинских островах. До 2018 г. руководил Овчинников Ф. В.
ООО «Додо Франчайзинг» – собственность той же западной компании Deepi Global Group Limited.
Эти фирмы числятся учредителями ООО «Донер 42» и ООО «Компания Дринкит». Последними 3 организациями руководит Петелин А.А.
А вот ООО «Додо Систем» – на 100% собственность Федора Овчинникова с 2013 г.. Но в 2019–2020 г. организация не работала и сдавала нулевые отчеты.
«Карантин заставил нас действовать очень быстро. Например, мы оперативно запустили на доставку горячие напитки – кофе, молочные коктейли.
Раньше мы их не доставляли, нам казалось, что это очень сложный проект. Но в кризис буквально за несколько дней развернули доставку по всей России, на ходу ее дорабатывая»
Федор Овчинников, владелец бизнеса. Источник: RETAIL.ru
Поэтому главным собственником структур «Додо Пицца» в 2021 г. остается холдинг Deepi Global Group Limited, зарегистрированный в британской юрисдикции.
Кроме этого, за границей управляют бизнесом другие операторы. Например, в США работает Dodo Pizza USA Retail Inc., в Германии мастер-франчайзи – UNO Pizza.
Кто бенефициар
Овчинников в интервью The Village рассказал, что акционерами западного холдинга стали сам бизнесмен и менеджеры компании, реализовавшие опционы.
В 2016 г. в интервью «Ведомостям» бизнесмен сообщил, что лично ему принадлежит 69% Deepi Global Group Limited, остальные доли у менеджеров и инверторов.
Получается, что бенефициар российской сети «Додо Пицца» – ее основатель Федор Овчинников.
Федор Овчинников – бизнесмен из Сыктывкара, фаундер, CEO Dodo Brands. Первый бизнес – сеть книжных магазинов – открыл в 21 год, но в кризис 2008 г. был вынужден его продать. Первую свою пиццерию запустил в 2011 г.
Несмотря на отказ на первоначальном этапе от помощи глобальных корпораций, стремительное развитие бизнеса заставило основателя изменить взгляды и дальнейшую стратегию. В 2021 г. три направления «Додо Пицца», «Дринкит» и «Донер 42» развиваются под единым брендом Dodo Brands. До 2024 г. намечена стратегия «План 333»: 3 бренда. 3 года, EBITDA $30 млн. Стратегическая цель – выход на IPO на московской или международных биржах. Сумеет ли Овчинников после этого сохранить контроль над бизнесом, время покажет.