ПАО «Аэрофлот» – крупнейший национальный авиаперевозчик в России с рыночной долей 41,2%. Обслуживает сеть внутренних и международных маршрутов, которая насчитывает 283 регулярных направлений.
Показатели 2020 года:
Выручка:
302,2 миллиарда рублей
Чистый убыток:
-123,2 миллиарда рублей
Количество самолетов:
342 шт.
Пассажиропоток:
30 200 000 человек
Персонал:
36 600 человек
Источник: ir.aeroflot.ru
«Аэрофлот» входит в элиту глобальной отрасли авиаперевозок, является бесспорным лидером гражданской авиации России, фактическим национальным перевозчиком, входит в число крупнейших авиационных холдингов мира.
Всемирно узнаваемый бренд на протяжении всей своей истории, начавшейся почти 100 лет назад в 1923 году, поддерживал имидж современного и надежного авиаперевозчика, получал многочисленные награды и признавался лучшим в различных номинациях.
С 2006 года является полноправным членом SkyTeam, второго по величине глобального авиационного альянса в мире. В 2019 году компанию назвали «Лучшей авиакомпанией Восточной Европы», самой клиентоориентированной – 8 место в мировом топе, с самым молодым парком самолетов – средний возраст 4,9 года.
В 2021 г. компания открыла новые внутренние линии в рамках миссии, направленной на повышение транспортной доступности России и ее регионов, мобильности населения, внедрила программу прямых полетов из 13 российских регионов без пересадок в Москве, отрыла хаб в Красноярске, принимала активное участие в доставке вакцин в разные страны.
После семи убыточных кварталов «Аэрофлот» подкряд за третий квартал 2021 года получил чистую прибыль в размере 2,89 млрд руб.
«Значительный вклад в улучшение финансового результата внес спрос и обеспеченный им рост объема внутрироссийских перевозок, на которые компания сделала ставку в высокий сезон»
Андрей Чиханчин, заместитель гендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам. Источник: РБК
Кто собственник
Компания «Аэрофлот» входит в одноименную группу. Базируется в аэропорту «Шереметьево», в России имеет 5 филиалов: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Красноярске, Перми и Владивостоке.
В группу «Аэрофлот» также входят:
- авиакомпании «Россия» и «Победа».
- АО «Аэромар» – организация питания, уборки, торговли, экипировки.
- АО «Шеротель» – эксплуатация гостиницы «Нователь» в аэропорту «Шереметьево».
- ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота».
- ООО «А-Техникс» – ремонт и техобслуживание самолетов.
- ООО «Аэрофлот-Финанс» – финансовые проекты.
После дополнительной эмиссии в октябре 2020 года уставной капитал ПАО «Аэрофлот» составляет 2 444,5 млн обыкновенных акций. Ценные бумаги обращаются в России на Московской бирже под тикером AFLT.
На зарубежном внебиржевом рынке представлены депозитарные расписки (ГДР) на Франкфуртской фондовой бирже. 1 ГДР = 5 акциям. Банк-депозитарий – Deutsche Bank Trust Company Americas.
Уставной капитал распределен между акционерами:
Кто бенефициар
В октябре 2020 г. «Аэрофлот» для повышения ликвидности разместил 1,3 млрд дополнительных акций, что автоматически уменьшало долю действующих участников. На тот момент государству принадлежала 51,17% уставного капитала.
Средства понадобились авиаперевозчику из-за резкого падения рынка.
Имея преимущественное право, государство в лице Минфина прибрело 682 млн акций. На сделку выделили 40,9 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. Дополнительно потратили 9,1 млрд руб. на покупку бумаг на общих основаниях.
В результате доля РФ увеличилась до 57,3%, что делает государство самым крупным владельцем и единственным бенефициаром национального авиаперевозчика.
Крупнейший акционер «Аэрофлота» – компания «Ростех» в результате допэмисии сократила участие с 3,5% до 1,6%, что фактически лишило ее права выдвигать своих кандидатов в совет директоров.
«Выдвигать кандидатуры в состав совета директоров [Аэрофлота], а равно вносить вопросы на повестку общего годового собрания могут только акционеры, владеющие более 2% голосующих бумаг»
Алим Бишенов, управляющий партнер «Бишенов и партнеры»
Якорными инвесторами дополнительного размещения бумаг стали Российский фонд прямых инвестиции и несколько суверенных фондов Ближнего Востока. Но сколько именно акций они выкупили в ходе допэмиссии, не сообщается. Так как до 2020 г. «Ростех» была крупнейшим акционером после государства, можно сделать вывод, что остальные участники владеют еще меньшими долями.
Ключевые лица
С ноября 2020 г. «Аэрофлотом» руководит генеральный директор Михаил Полубояринов. Занял пост после ухода Виталия Савельева, который стал Министром транспорта России.
До 2020 г. Полубояринов был гендиректором ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания», с 2017 г. – член Совета директоров «Аэрофлота».
Согласно отчету от аффилированных лицах, Михаил Игоревич не является собственником ценных бумаг компании.